Как правильно ставить цели в бизнесе, карьере и личной жизни (часть 1)

smart как ставить целиВ новогоднюю ночь, поднимая бокал с шампанским вы, следуя традиции, загадываете желания. В первые дни января, слегка подустав после марафона застолий, вы приходите в офис и в новом ежедневнике пишете планы на грядущий год.

Это прекрасная традиция, однако, есть в ней одно большое НО: почему-то планы, цели и желания кочуют из года в год и из ежедневника в ежедневник, а прорыва к новым финансовым и бытовым высотам не наблюдается.

Если старые подходы не работают, давайте попробуем что-нибудь новенькое. Я предлагаю вам применить к вашим целям в бизнесе, карьере и личной жизни научный подход и сделать выполнение ваших целей практические неизбежным.

SMART – действительно умные цели

Технология SMART для постановки целей появилась в середине прошлого века и успешно использовалась в корпоративном менеджменте и управлении проектами. Несколько позже с легкой руки Стивена Кови – американского гуру успешного успеха техника SMART перекочевала и на цели, которые люди ставят лично для себя.

Итак, вот эти пять волшебных букв, которые приведут вас к успеху и процветанию:
S — Specific (Конкретный), M — Measurable (Измеримый), A — Achievable (Достижимый),
R — Relevant (Актуальный), T -Time-bound (Ограниченный во времени)

smart умные целиА теперь, поскольку дьявол, как всегда, таится в мелочах: тонкости, нюансы и подробности:

Конкретное

Если цель абстрактна, вы просто не представляете в какую сторону двигаться. Ваш корабль начинает хаотично бороздить мировой океан, вы выступаете в поход с завязанными глазами, стрелка вашего компаса крутится, как шальная. Вам достаточно затруднительно составить даже самый общий план, а уж тем более расписать шаги его выполнения.

Неконкретные цели, собственно говоря, и не цели вовсе. Они представляют собой в лучшем случае мечты, которые яркими картинками всплывают перед вашими глазами во сне и наяву, а в худшем – неопознанные и смутные желания, которые бродят по вашему организму, стучатся в сердце, сжимают солнечное сплетение, перехватывают горло и порхают бабочками в животе.

«Хочу быть счастливой», «хочу увеличить продажи», «хочу стать богатым» – по большому счету целями не являются и в плановом порядке просто не могут быть исполнены, поэтому они если и осуществляются, то исключительно по воле случая.

Хочу выйти замуж за Сидорова Ивана Петровича, хочу увеличить продажи пылесосов фирмы BOSH в торговой точке на Ленинском проспекте, хочу получить должность и оклад начальника маркетингового отдела – уже звучит намного лучше.

Измеримое

Что случается с людьми, которые ставят безразмерные цели, например, получить много денег, стать первым в своей рыночной нише или похудеть?

Вселенная (или подсознание, как вам больше нравится) обладает непревзойденным чувством юмора. Вы надеваете парадный пиджак, который пылиться в вашем шкафу в ожидании особо торжественных случаев и находите в кармане смятую десятку. У вас стало больше денег? Несомненно! Довольное подсознание потирает руки и вычеркивает пункт «больше денег» из списка ваших пожеланий.

Вы захотели похудеть и тут (не дай бог) заболели. Суровая диета, яблочки, сухарики, куриный бульон, ромашковый чай – вот вы и сбросили полтора килограмма. Подсознание вычеркивает пункт «похудеть».

Вы хотите быть первым парнем на деревне (в своей области бизнеса). Как вы уже наверно догадываетесь, этот пункт подсознание также может трактовать довольно вольно: первый кто, разорился и вылетел из рынка, первый, кто прошел мимо нового замечательного тренда и не заметил его, и так далее…

Поэтому, измеримость – залог успеха. Заработать пять миллионов рублей, похудеть на 7 килограмм, увеличить количество клиентов на 20%.

Достижимое

Заработать миллион долларов, цель прекрасная, но вряд ли достижимая в обозримой перспективе, если вы работаете младшим менеджером с зарплатой в 50 тыс. рублей, не имеете престарелых родственников миллиардеров и не изобретаете у себя в гараже принципиально новое техническое устройство, которое с нетерпением ожидает рынок.

Если вы ставите нереалистичные цели, даже ваше собственное подсознание будет считать вас фантазером, который вместо цели подсовывает ему картинку, вырезанную из журнала или стоп-кадр из бразильского сериала. Разумеется, такие цели подсознание будет всячески саботировать.

Поэтому, если вы и в этом году вы ставите цели из сери «или пан или пропал», если вы снова замахнулись на невозможное, давайте попробуем вернуться с небес на землю и двигаться к цели небольшими шагами. Гораздо удобнее подниматься по лестнице, где ступеньки рассчитаны на ширину вашего шага, а не требуют от вас рекордных прыжков и прочих акробатических трюков.

Кстати говоря, весьма показательна в этой связи история про Рокфеллера, который хотел заработать 100 тысяч долларов и дожить до 100 лет, а заработал 318 миллиардов долларов и умер в 97 лет (в этот момент полагается пошутить на тему, что не все мечты сбываются).

Актуальное

Это пункт, который часто упускают из вида, и в результате тщательно выстроенные карточные домики рушатся под первым порывом ветра. Цель должна быть ваша! Не мамина, папина, мужа, жены, подружки, делового партнера или начальника, а ваша!
Почему, собственно говоря, не работает фильм «Секрет» (слышали про такой?), в котором зрителям предлагается всеми силами воображения представлять себя в новом бентли, в особняке на Рублевке или на сцене кремлевского Дворца Съездов, окруженного светом прожектором и толпой фанатов. Наиболее упорные люди медитируют и визуализируют день за днем, выписывают в блокнотик свои желания и призывы к вселенной, но прекрасное будущее почему-то ближе не становится.

Почему так происходит?
Людям часто лень думать о том, что им хочется самим, поэтому они заимствуют свои мечты из фильмов и книг или бросаются исполнять амбициозные планы своих родителей.
Но подсознание знает, чего вы хотите на самом деле, и очень часто это оказывается не мраморный особняк с видом на Средиземное море, не белоснежная яхта и не офис на Уолл-стрит, а совершенно другие вещи.

Вы можете долго и упорно трудиться, чтобы стать лучшим продавцом отдела или ступить на следующую ступеньку карьерной лестницы в вашем банке, но если внутри себя вы знаете, что это «не ваше», ваш путь наверх будет тяжел и безрадостен.

Для прояснения актуальности вашей цели очень помогает задать себе простой детский вопрос «Зачем?»
Это может выглядеть примерно так:
Я хочу увеличить продажи на 20%!
Зачем? – задает вопрос внутренний голос.
Чтобы заработать больше денег.
А зачем?
чтобы меня любили девушки/ чтобы не чувствовать себя лузером/ чтобы обеспечить свою семью/чтобы мама мной гордилась/ чтобы чувствовать себя уверенно и так далее…

Своевременное

Психологии знают, что любая идея, пришедшая в голову человека, очень скоро портится и приходит в негодность. Средний срок, за который ваша гениальная мысль вырастает, колосится и превращается в мозговую солому, по разным оценкам составляет от 48 до 72 часов. Это происходит в том случае, если вы идею не начинаете внедрять и внедрять немедленно!

У среднего человека вся оперативка мозга обычно заполнена битыми файлами таких вот нереализованных во время идей, поэтому думать четко, ясно и эффективно принимать решения и претворять их в жизнь с годами становится все труднее.

Если срок исполнения вашей цели не обозначен, обычно он переносится в бесконечность, оказывается погребенным под чередой куда более срочных и куда менее важных дел.
Поэтому у ваших целей и ваших планов должны быть сроки выполнения:
не просто похудеть на 7 килограммов, а похудеть на 7 килограммов к 23 февраля,
не просто увеличить продажи пылесосов на 20%, а увеличить продажи пылесосов на 20% во втором квартале 2015 года.

Довольно просто протестировать ваши цели по пяти пунктам SMART. Попробуйте сделать как-нибудь долгим и холодным зимним вечером, и посмотрите, что получится: одни цели отпадут, как нежизнеспособные, не обеспеченные ресурсами и лично вам совершенно не нужные, зато другие нальются силой, наполнятся намерением и энергией и будут тащить вас за собой в прекрасное и светлое будущее.

Однако цели, целями, но, как вы понимаете, мы живем не в идеальном мире, и часто выполнение наших планов зависят от прихоти других, а для сбычи наших мечт просто не хватает наличных ресурсов.

И тут нам на помощь приходит вторая технология, изобретенная изворотливым и дальновидным западным финансовым гением
(продолжение следует)

Статья опубликована в журнале ГорPROект

divider-u

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. Маша:

    Эта статья- концентрат полезных мыслей! Непременно дам почитать её своему 16-летнему сыну, пока в его мозгу не укоренился стереотип «строителя воздушных замков». Мечтать тоже надо учиться!СПАСИБО!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Технологии мышления // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru